Самооценка ребенка, как она формируется?

Известно, что наша самооценка формируется в первые годы жизни нашими родителями. Если у самих родителей заниженная самооценка и они не доверяют друг другу, то они непременно будут ожидать, что появившийся ребенок  эту их самооценку повысит, проще говоря, будет продолжением их самих, а также  компенсирует все те недостатки, которые у них есть.

Проблема такого подхода состоит в том, что при этом они просто не  дают своему ребенку никакого другого выбора, как роль, предлагаемую ему родителями. Ведь дети изначально не являются абсолютно чистыми белыми листами, когда ни рождаются, у них  уже есть  определенные задатки и склонность, и они совсем не обязательно должны совпадать с родительскими. Но есть еще и инстинкт самосохранения, который всегда на первом месте.

В первые дни и годы своей жизни ребенок может выжить только благодаря  заботе своих родителей, поэтому во время самого первого года жизни ребенок понимает, что нужно выстраивать линию своего поведения таким образом, чтобы его потребности удовлетворялись в полной мере.

При этом значимость потребностей для новорожденного  ребенка идет в таком порядке: потребность в пище и тепле; потом появляется потребность в физическом присутствии матери рядом, то есть отношения как таковые. Ребенок  постепенно учится влиять на реакции окружающих. Он быстро понимает, какой именно тип плача привлечет внимание его мамочки наиболее эффективным способом, а для отца он вырабатывает свои сигналы.

Потом ребенок учится структурировать окружающий  мир, он учится говорить  и отличать хорошее от плохого, наблюдая за реакцией родителей на те или иные события. Потом таким  же образом ребенок начинает понимать отношение своих родителей к себе, поскольку ему очень нужно  оценить самого себя как человека, который способен на что-то, и как человека, который относится к тому или другому полу.

Он составит представление о себе как о способной личности (т.е. как о личности, которая способна сама заботиться о себе) . если таковой его оценивают его родители. При этом можно говорить о том, что родитель признает взросление своего ребенка можно тогда, когда он словесно подтверждает существование этого процесса, предлагая ребенку как можно  больше возможностей проявить себя и потренировать свои способности и умения, которые постепенно развиваются у него..

Но этого не произойдет, если родители отмечают достижений их ребенка на каждой из стадий развития либо делают это не вовремя, такое может происходить из-за неграмотности родителя в основах психологии развития, то есть родитель не понимает, в каком именно возрасте у ребенка формируются определенные навыки. К тому же ожидания родителей могут быть завышены, что негативно сказывается на ребенке.

Другими словами, чтобы признание навыков и умений ребенка было действенно для него самого,  оно должно соответствовать его личным потребностям. При этом сама форма сообщений должна быть понятна ему, именно такая какую он может понять на этой стадии.

При этом крайне важно развивать в ребенке способности справляться со сложностями и находить гармонию между собственными потребностями, а также требованиями родителей и требованиями общества. Таким образом вы научите ребенка не бояться брать на себя ответственность, даже если сначала ему это не понравится.

Если родитель не хочет признавать способности собственного ребенка или не несвоевременно выражает свое признание, то тогда  у ребенка могут возникнуть проблемы при интеграции этих способностей. Из-за этого и формируется заниженная самооценка.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Теги: , ,
Самооценка ребенка, как она формируется?